К списку статей
44-ФЗ и 223-ФЗ: Подробный гид по законодательству о закупках для поставщиков

Для компаний, стремящихся стать поставщиками для государства и крупного бизнеса, российское законодательство о закупках представляет два основных пути: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ и Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Несмотря на схожую терминологию, это два различных правовых мира с уникальными правилами, рисками и возможностями. Данный анализ позволит участникам закупок осознанно выбирать направления для работы и эффективно распределять ресурсы.

Правовое регулирование

44-ФЗ: Исчерпывающая регламентация Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» создает жесткую, детализированную систему. Его цель — максимальная прозрачность, конкурентность и эффективное расходование бюджетных средств. Все действия заказчика и поставщика строго регламентированы, а отступление от процедур влечет административную и дисциплинарную ответственность.

223-ФЗ: Рамочное регулирование и корпоративная автономия Закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливает лишь общие принципы. Его ключевая идея — предоставить заказчикам свободу в организации закупочной деятельности, которую они детализируют в основном внутреннем документе — Положении о закупке. Это делает каждую закупку уникальной и требует от поставщика тщательного предварительного изучения документации.

Заказчики: Кто и на каких основаниях проводит торги

По 44-ФЗ:

  • Круг заказчиков: Все государственные и муниципальные органы власти, их подведомственные учреждения (бюджетные, автономные, казенные), а также органы управления государственными внебюджетными фондами (ПФР, ФСС).
  • Основание деятельности: Закон является обязательным к применению в силу их статуса. Финансирование осуществляется строго за счет средств соответствующих бюджетов.

По 223-ФЗ:

  • Круг заказчиков:
    • Государственные компании и корпорации (Ростех, Росатом, Русгидро).
    • Компании с долей государственного участия более 50% («Роснефть», «Газпром»).
    • Субъекты естественных монополий (РЖД, «Транснефть»).
    • Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности (в сфере электро- и теплоэнергетики).
    • Бюджетные учреждения, но только при закупках за счет доходов от приносящей доход деятельности, грантов или средств субподряда.
  • Основание деятельности: Обязанность проводить закупки по 223-ФЗ возникает после принятия и размещения в Единой информационной системе (ЕИС) Положения о закупке.

Участники закупок: Требования и ограничения

Общее: В торгах по обоим законам могут участвовать юридические лица, индивидуальные предприниматели, самозанятые и физические лица за исключением иностранных агентов.

Ключевые различия в ограничениях:

Критерий44-ФЗ223-ФЗ
Требования к участникамЕдиные, строгие, установлены ст. 31 44-ФЗ.Определяются заказчиком в Положении о закупке.
Кто не может участвоватьОфшорные компании, налоговые должники, находящиеся в процессе ликвидации или банкротства, лица, привлеченные к ответственности по ст. 19.28 КоАП (недобросовестные поставщики), иностранные агенты.Иностранные агенты; аффилированные лица заказчика (в своих же закупках).

Важный нюанс о регистрации: Для участия в любых электронных закупках по 44-ФЗ и в закупках у МСП по 223-ФЗ обязательна регистрация в Едином реестре участников закупок (ЕРУЗ), которая заменяет аккредитацию на федеральных электронных площадках (ЭТП). Для участия в коммерческих закупках по 223-ФЗ на иных площадках требуется отдельная аккредитация на каждой ЭТП.

Процедуры закупок:

44-ФЗ: Четкий перечень и минимальные сроки Закон предусматривает три основных конкурентных способа в электронной форме: аукцион, конкурс и запрос котировок. Каждый из них имеет жестко закрепленные сроки.

  • Электронный аукцион: Не менее 7 дней с даты публикации извещения (15 дней — если НМЦК > 300 млн руб.).
  • Электронный конкурс: Не менее 15 дней.
  • Электронный запрос котировок: 4 рабочих дня.

Закупки у единственного поставщика возможны только в строго ограниченных случаях, перечисленных в ст. 93 44-ФЗ.

223-ФЗ: Широкий выбор и вариативность Заказчик самостоятельно определяет в Положении все способы закупок, исключением являются закупки для МСП: сроки регулирует ст. 3.4 223-ФЗ. Они схожи с требованиями 44-ФЗ. Помимо аукционов, конкурсов, запросов котировок и предложений, широко используются:

  • Многоэтапные конкурсы.
  • Закупки через «электронный магазин» (каталог товаров).
  • Предквалификационный отбор.

Закон устанавливает лишь минимальные сроки подачи заявок (например, 15 дней для конкурса и аукциона), которые заказчик вправе увеличить.

В обоих законах также существуют закрытые типы процедур.

ЭТП, на которых проводятся торги:

44-ФЗ: 8 федеральных ЭТП госзакупок: Сбербанк-АСТ, РТС-тендер, Росэлторг, Фабрикант, ZakazRF, РАД, ТЭК-Торг, ЭТП ГПБ. Для работы на площадках нужна регистрация в Единой информационной системе закупок. Регистрация бесплатна.

223-ФЗ: Для закупок по 223-ФЗ доступно свыше 150 ЭТП, и заказчик свободен в выборе площадки, вплоть до использования «своей». На части платформ действует платная регистрация или ежемесячный абонемент. Однако торги с участием исключительно МСП разрешено проводить только на восьми федеральных площадках госзакупок.

Финансовые аспекты: Обеспечение и комиссия ЭТП

Обеспечение заявки:

  • 44-ФЗ: Обязательно, если НМЦК превышает 1 млн руб. Размеры:
    • от 0,5% до 1%, если НМЦ до 20 млн рублей,
    • от 0,5% до 5%, если НМЦ от 20 млн рублей,
    • 0,5%, если НМЦ от 20 млн рублей и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.
    • Для СМП и СОНКО — фиксированные льготные тарифы (0,5%-1%).
  • 223-ФЗ: Требуется только если НМЦК превышает 5 млн руб., и только в размере, не превышающем 5% от НМЦК. Решение о размере обеспечения принимает заказчик. Если закупка проходит для МСП на ЭТП госзакупок, обеспечение заявки вносят через спецсчет. В остальных закупках используют счет на ЭТП или переводят деньги на счет заказчика.

В обоих законах участники сами выбирают способ обеспечения: независимая гарантия или деньги на счет заказчика.

Обеспечение исполнения контракта:

  • 44-ФЗ: Обязательно по итогам конкурса и аукциона. Размер: от 5% до 30% от НМЦК (но не более суммы контракта). СМП могут предоставить вместо обеспечения информацию об исполненных контрактах.
  • 223-ФЗ: Устанавливается на усмотрение заказчика. Для закупок у МСП размер регламентирован: не менее 5% от цены контракта (если аванса нет) или в размере аванса.

Комиссия торговой площадки (ЭТП):

  • 44-ФЗ: Победитель торгов обязан уплатить комиссию ЭТП. Ее размер зависит от статуса участника (например, для СМП — 2000 руб. без НДС).
  • 223-ФЗ: Победитель закупки платит 1% от НМЦ, но не больше:
    • 2 000 руб. с учетом НДС для СМП и СОНКО;
    • 5 000 руб. без учета НДС для физлиц, не являющихся ИП

Условия и размер комиссии определяются правилами конкретной ЭТП. Часто существует ежемесячная абонентская плата за доступ.

Поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП)

Оба закона содержат нормы, обязывающие заказчиков поддерживать МСП, но механизмы различаются.

44-ФЗ:

  • Квота: Не менее 25% совокупного годового объема закупок должно размещаться у СМП и СОНКО.
  • Преференции: Упрощенные способы подтверждения добросовестности, льготы по размеру обеспечения, ускоренный возврат обеспечения исполнения контракта (15 дней вместо 30).

223-ФЗ:

  • Квота: Не менее 25% совокупного годового объема закупок должно проводиться у МСП.
  • Специфика: При этом не менее 20% от совокупного годового объема заключенных договоров должно приходиться на закупки, в которых участвуют только субъекты МСП. Для таких закупок действует специальный регламент (ПП №1352), максимально приближающий процедуры к 44-ФЗ (те же 8 федеральных ЭТП, те же способы и регламентированные сроки).

Контроль, отчетность и механизмы обжалования

44-ФЗ: Многоуровневый контроль

  • Ведомственный контроль: Вышестоящие органы и главные распорядители бюджетных средств.
  • Финансовый контроль: Федеральное казначейство (казначейское сопровождение).
  • Контроль ФАС: Рассматривает жалобы участников в сжатые сроки — 5 рабочих дней с момента поступления. Жалоба подается в электронной форме через ЕИС и автоматически публикуется.
  • Отчетность: Заказчики обязаны размещать в ЕИС планы, извещения, протоколы, сведения об исполнении контрактов, годовые отчеты о закупках у СМП и российских товаров.

223-ФЗ: Контроль с элементами саморегулирования

  • Ведомственный контроль: Осуществляется вышестоящими органами (например, советом директоров).
  • Контроль ФАС: Рассматривает жалобы на нарушения как 223-ФЗ, так и антимонопольного законодательства. Срок рассмотрения жалобы — 7 рабочих дней.
  • Отчетность: Отчеты о заключенных контрактах формируются в ЕИС автоматически. Заказчики обязаны размещать годовые отчеты о закупках у МСП, инновационной продукции и товаров российского происхождения.

Изменение и расторжение контракта:

44-ФЗ: Процедура внесения изменений в контракт или его досрочного прекращения строго регламентирована законодательством. Расторжение допускается либо по взаимному согласию сторон, либо по основаниям, прямо предусмотренным в законе. Разрешение спорных ситуаций, возникающих при этом, относится к исключительной компетенции судебных органов.

Что касается корректировки существенных условий контракта, включая цену, сроки исполнения, параметры поставки или комплектацию товара, то такая возможность существует только в случае достижения соглашения между заказчиком и поставщиком, что прямо установлено статьей 95 44-ФЗ.

223-ФЗ: Порядок изменения и расторжения контрактов по 223-ФЗ определяется самим заказчиком. Все возможные основания, процедуры и условия прописываются в Положении о закупках.

Заключение: Стратегический выбор для поставщика

Выбор между 44-ФЗ и 223-ФЗ должен быть осознанным стратегическим решением.

  • 44-ФЗ — это мир предсказуемости и четких правил. Он идеально подходит для новичков, системных исполнителей, которые ценят гарантии и готовы работать в условиях строгой дисциплины. Риски здесь минимизированы прозрачностью, но и конкуренция максимальна.
  • 223-ФЗ — это мир гибкости и переговоров. Он открывает двери к крупным коммерческим контрактам, требует глубокого анализа и готовности работать по нестандартным правилам. Здесь выше риски, связанные с произволом заказчика, но и выше потенциальная маржинальность и возможности для построения долгосрочных партнерских отношений.

Грамотный поставщик, как правило, работает в обеих системах, но распределяет усилия в зависимости от своей специализации, ресурсов и готовности к риску.

Совет от ТендерМонитор

Чтобы не тратить время на ручной поиск тендеров и анализ требований, попробуйте интеллектуальный сервис ТендерМонитор:

  • подбор закупок по 440+ ЭТП
  • мониторинг изменений
  • проверка заказчиков
  • анализ конкурентов

Получите бесплатный доступ на 7 дней и протестируйте удобные инструменты для участия в закупках.

Другие статьи
Сервис «ТендерМонитор» (Тендер Монитор) — облачная система мониторинга и анализа закупок в России и Казахстане. Платформа агрегирует тендеры из Единой информационной системы (ЕИС), коммерческих электронных площадок, а также закупки по 44-ФЗ, 223-ФЗ и ГОЗ, включая процедуры у единственного поставщика. Система относится к категории программ для поиска тендеров, применяемых в государственном и корпоративном секторе. В рейтингах и обзорах упоминается как менее популярный, но не менее надежный и эффективный сервис поиска тендеров, используемый малым и средним бизнесом. Основные возможности: поиск тендеров по ключевым параметрам (регион, заказчик, НМЦК, предмет закупки, сроки), автоматическая настройка фильтров с применением искусственного интеллекта (GPT API), уведомления о новых процедурах, классификация закупок по отраслям и ведение работы в личном кабинете. Система управления тендерами «ТендерМонитор» (часто пишут Тендер Монитор) применяется поставщиками, производителями, консалтинговыми и тендерными агентствами для участия в государственных и коммерческих закупках. Сервис интегрируется с CRM и поддерживает API. Ключевые направления: лучшие программы поиска тендеров, рейтинг сервисов для работы с тендерами, сравнение и топ программ для поиска тендеров по всем площадкам, электронные тендерные площадки России и Казахстана, сервисы для СМП и СОНКО. Система «ТендерМонитор» (или Тендер Монитор) обеспечивает актуальные данные и соответствует законодательству о контрактной системе, представляя собой один из полезных сервисов для бизнеса, работающего с закупками.