
Для компаний, стремящихся стать поставщиками для государства и крупного бизнеса, российское законодательство о закупках представляет два основных пути: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ и Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Несмотря на схожую терминологию, это два различных правовых мира с уникальными правилами, рисками и возможностями. Данный анализ позволит участникам закупок осознанно выбирать направления для работы и эффективно распределять ресурсы.
Правовое регулирование
44-ФЗ: Исчерпывающая регламентация Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» создает жесткую, детализированную систему. Его цель — максимальная прозрачность, конкурентность и эффективное расходование бюджетных средств. Все действия заказчика и поставщика строго регламентированы, а отступление от процедур влечет административную и дисциплинарную ответственность.
223-ФЗ: Рамочное регулирование и корпоративная автономия Закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливает лишь общие принципы. Его ключевая идея — предоставить заказчикам свободу в организации закупочной деятельности, которую они детализируют в основном внутреннем документе — Положении о закупке. Это делает каждую закупку уникальной и требует от поставщика тщательного предварительного изучения документации.
Заказчики: Кто и на каких основаниях проводит торги
По 44-ФЗ:
- Круг заказчиков: Все государственные и муниципальные органы власти, их подведомственные учреждения (бюджетные, автономные, казенные), а также органы управления государственными внебюджетными фондами (ПФР, ФСС).
- Основание деятельности: Закон является обязательным к применению в силу их статуса. Финансирование осуществляется строго за счет средств соответствующих бюджетов.
По 223-ФЗ:
- Круг заказчиков:
- Государственные компании и корпорации (Ростех, Росатом, Русгидро).
- Компании с долей государственного участия более 50% («Роснефть», «Газпром»).
- Субъекты естественных монополий (РЖД, «Транснефть»).
- Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности (в сфере электро- и теплоэнергетики).
- Бюджетные учреждения, но только при закупках за счет доходов от приносящей доход деятельности, грантов или средств субподряда.
- Основание деятельности: Обязанность проводить закупки по 223-ФЗ возникает после принятия и размещения в Единой информационной системе (ЕИС) Положения о закупке.
Участники закупок: Требования и ограничения
Общее: В торгах по обоим законам могут участвовать юридические лица, индивидуальные предприниматели, самозанятые и физические лица за исключением иностранных агентов.
Ключевые различия в ограничениях:
| Критерий | 44-ФЗ | 223-ФЗ |
|---|---|---|
| Требования к участникам | Единые, строгие, установлены ст. 31 44-ФЗ. | Определяются заказчиком в Положении о закупке. |
| Кто не может участвовать | Офшорные компании, налоговые должники, находящиеся в процессе ликвидации или банкротства, лица, привлеченные к ответственности по ст. 19.28 КоАП (недобросовестные поставщики), иностранные агенты. | Иностранные агенты; аффилированные лица заказчика (в своих же закупках). |
Важный нюанс о регистрации: Для участия в любых электронных закупках по 44-ФЗ и в закупках у МСП по 223-ФЗ обязательна регистрация в Едином реестре участников закупок (ЕРУЗ), которая заменяет аккредитацию на федеральных электронных площадках (ЭТП). Для участия в коммерческих закупках по 223-ФЗ на иных площадках требуется отдельная аккредитация на каждой ЭТП.
Процедуры закупок:
44-ФЗ: Четкий перечень и минимальные сроки Закон предусматривает три основных конкурентных способа в электронной форме: аукцион, конкурс и запрос котировок. Каждый из них имеет жестко закрепленные сроки.
- Электронный аукцион: Не менее 7 дней с даты публикации извещения (15 дней — если НМЦК > 300 млн руб.).
- Электронный конкурс: Не менее 15 дней.
- Электронный запрос котировок: 4 рабочих дня.
Закупки у единственного поставщика возможны только в строго ограниченных случаях, перечисленных в ст. 93 44-ФЗ.
223-ФЗ: Широкий выбор и вариативность Заказчик самостоятельно определяет в Положении все способы закупок, исключением являются закупки для МСП: сроки регулирует ст. 3.4 223-ФЗ. Они схожи с требованиями 44-ФЗ. Помимо аукционов, конкурсов, запросов котировок и предложений, широко используются:
- Многоэтапные конкурсы.
- Закупки через «электронный магазин» (каталог товаров).
- Предквалификационный отбор.
Закон устанавливает лишь минимальные сроки подачи заявок (например, 15 дней для конкурса и аукциона), которые заказчик вправе увеличить.
В обоих законах также существуют закрытые типы процедур.
ЭТП, на которых проводятся торги:
44-ФЗ: 8 федеральных ЭТП госзакупок: Сбербанк-АСТ, РТС-тендер, Росэлторг, Фабрикант, ZakazRF, РАД, ТЭК-Торг, ЭТП ГПБ. Для работы на площадках нужна регистрация в Единой информационной системе закупок. Регистрация бесплатна.
223-ФЗ: Для закупок по 223-ФЗ доступно свыше 150 ЭТП, и заказчик свободен в выборе площадки, вплоть до использования «своей». На части платформ действует платная регистрация или ежемесячный абонемент. Однако торги с участием исключительно МСП разрешено проводить только на восьми федеральных площадках госзакупок.
Финансовые аспекты: Обеспечение и комиссия ЭТП
Обеспечение заявки:
- 44-ФЗ: Обязательно, если НМЦК превышает 1 млн руб. Размеры:
- от 0,5% до 1%, если НМЦ до 20 млн рублей,
- от 0,5% до 5%, если НМЦ от 20 млн рублей,
- 0,5%, если НМЦ от 20 млн рублей и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.
- Для СМП и СОНКО — фиксированные льготные тарифы (0,5%-1%).
- 223-ФЗ: Требуется только если НМЦК превышает 5 млн руб., и только в размере, не превышающем 5% от НМЦК. Решение о размере обеспечения принимает заказчик. Если закупка проходит для МСП на ЭТП госзакупок, обеспечение заявки вносят через спецсчет. В остальных закупках используют счет на ЭТП или переводят деньги на счет заказчика.
В обоих законах участники сами выбирают способ обеспечения: независимая гарантия или деньги на счет заказчика.
Обеспечение исполнения контракта:
- 44-ФЗ: Обязательно по итогам конкурса и аукциона. Размер: от 5% до 30% от НМЦК (но не более суммы контракта). СМП могут предоставить вместо обеспечения информацию об исполненных контрактах.
- 223-ФЗ: Устанавливается на усмотрение заказчика. Для закупок у МСП размер регламентирован: не менее 5% от цены контракта (если аванса нет) или в размере аванса.
Комиссия торговой площадки (ЭТП):
- 44-ФЗ: Победитель торгов обязан уплатить комиссию ЭТП. Ее размер зависит от статуса участника (например, для СМП — 2000 руб. без НДС).
- 223-ФЗ: Победитель закупки платит 1% от НМЦ, но не больше:
- 2 000 руб. с учетом НДС для СМП и СОНКО;
- 5 000 руб. без учета НДС для физлиц, не являющихся ИП
Условия и размер комиссии определяются правилами конкретной ЭТП. Часто существует ежемесячная абонентская плата за доступ.
Поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП)
Оба закона содержат нормы, обязывающие заказчиков поддерживать МСП, но механизмы различаются.
44-ФЗ:
- Квота: Не менее 25% совокупного годового объема закупок должно размещаться у СМП и СОНКО.
- Преференции: Упрощенные способы подтверждения добросовестности, льготы по размеру обеспечения, ускоренный возврат обеспечения исполнения контракта (15 дней вместо 30).
223-ФЗ:
- Квота: Не менее 25% совокупного годового объема закупок должно проводиться у МСП.
- Специфика: При этом не менее 20% от совокупного годового объема заключенных договоров должно приходиться на закупки, в которых участвуют только субъекты МСП. Для таких закупок действует специальный регламент (ПП №1352), максимально приближающий процедуры к 44-ФЗ (те же 8 федеральных ЭТП, те же способы и регламентированные сроки).
Контроль, отчетность и механизмы обжалования
44-ФЗ: Многоуровневый контроль
- Ведомственный контроль: Вышестоящие органы и главные распорядители бюджетных средств.
- Финансовый контроль: Федеральное казначейство (казначейское сопровождение).
- Контроль ФАС: Рассматривает жалобы участников в сжатые сроки — 5 рабочих дней с момента поступления. Жалоба подается в электронной форме через ЕИС и автоматически публикуется.
- Отчетность: Заказчики обязаны размещать в ЕИС планы, извещения, протоколы, сведения об исполнении контрактов, годовые отчеты о закупках у СМП и российских товаров.
223-ФЗ: Контроль с элементами саморегулирования
- Ведомственный контроль: Осуществляется вышестоящими органами (например, советом директоров).
- Контроль ФАС: Рассматривает жалобы на нарушения как 223-ФЗ, так и антимонопольного законодательства. Срок рассмотрения жалобы — 7 рабочих дней.
- Отчетность: Отчеты о заключенных контрактах формируются в ЕИС автоматически. Заказчики обязаны размещать годовые отчеты о закупках у МСП, инновационной продукции и товаров российского происхождения.
Изменение и расторжение контракта:
44-ФЗ: Процедура внесения изменений в контракт или его досрочного прекращения строго регламентирована законодательством. Расторжение допускается либо по взаимному согласию сторон, либо по основаниям, прямо предусмотренным в законе. Разрешение спорных ситуаций, возникающих при этом, относится к исключительной компетенции судебных органов.
Что касается корректировки существенных условий контракта, включая цену, сроки исполнения, параметры поставки или комплектацию товара, то такая возможность существует только в случае достижения соглашения между заказчиком и поставщиком, что прямо установлено статьей 95 44-ФЗ.
223-ФЗ: Порядок изменения и расторжения контрактов по 223-ФЗ определяется самим заказчиком. Все возможные основания, процедуры и условия прописываются в Положении о закупках.
Заключение: Стратегический выбор для поставщика
Выбор между 44-ФЗ и 223-ФЗ должен быть осознанным стратегическим решением.
- 44-ФЗ — это мир предсказуемости и четких правил. Он идеально подходит для новичков, системных исполнителей, которые ценят гарантии и готовы работать в условиях строгой дисциплины. Риски здесь минимизированы прозрачностью, но и конкуренция максимальна.
- 223-ФЗ — это мир гибкости и переговоров. Он открывает двери к крупным коммерческим контрактам, требует глубокого анализа и готовности работать по нестандартным правилам. Здесь выше риски, связанные с произволом заказчика, но и выше потенциальная маржинальность и возможности для построения долгосрочных партнерских отношений.
Грамотный поставщик, как правило, работает в обеих системах, но распределяет усилия в зависимости от своей специализации, ресурсов и готовности к риску.
Совет от ТендерМонитор
Чтобы не тратить время на ручной поиск тендеров и анализ требований, попробуйте интеллектуальный сервис ТендерМонитор:
- подбор закупок по 440+ ЭТП
- мониторинг изменений
- проверка заказчиков
- анализ конкурентов
Получите бесплатный доступ на 7 дней и протестируйте удобные инструменты для участия в закупках.

