
С 1 января 2025 года вступили в силу единые правила применения национального режима при закупке товаров, работ и услуг для государственных и корпоративных нужд. Постановление Правительства РФ от 16.12.2024 № 1875 (далее — Постановление № 1875) унифицировало порядок для заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ и от 18.07.2011 № 223-ФЗ.
В данной статье рассмотрим, что такое национальный режим, механизмы его реализации и обязательные требования для поставщиков, направленные на обеспечение допуска их продукции к участию в закупках
Понятие и инструменты национального режима
Национальный режим — это комплекс мер, направленных на защиту внутреннего рынка и стимулирование закупок товаров российского и евразийского происхождения, ограничивая допуск иностранной продукции.
Постановление № 1875 консолидирует три основных механизма:
- Запрет на закупку иностранных товаров.
- Ограничение допуска иностранных товаров.
- Предоставление преимуществ товарам российского происхождения.
1. Запрет на закупку иностранных товаров
В отношении товаров, включенных в Перечень (приложение № 1 к Постановлению № 1875), действует прямой запрет на закупку иностранной продукции. К участию в закупке допускаются исключительно товары, происходящие из государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Все заявки с иностранными товарами будут отклонены при рассмотрении.
Условия допуска:
Участник закупки обязан указать страну происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ) и подтвердить ее одним из следующих документов:
Промышленные товары.
- Для товаров российского происхождения - Номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции (РРПП) + Информация о совокупном количестве баллов по 719-ПП (если они установлены) или номер реестровой записи из РРПП + Справка о наличии специального инвестиционного контракта (СПИК).
- для продукции ЕАЭС — номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров ЕАЭС + Информация о совокупном количестве баллов по Решению № 105. Если в Решении № 105 нет требования о внесении продукции в реестр, можно предоставить сертификат СТ-1
Программное обеспечение для электронных вычислительных машин и баз данных.
- для товаров российского происхождения- Порядковый номер реестровой записи из реестра российского ПО + Информация о соответствии доп.требованиям к ПО (только для ПО, к которому применяют доп.требования по 325-ПП)
- для продукции ЕАЭС — Порядковый номер реестровой записи из реестра ПО ЕАЭС + Информация о соответствии доп.требованиям к ПО (если они установлены)
Важно: непредоставление информации, подтверждающих происхождение товара из ЕАЭС, влечет отказ в допуске заявки
Пример:
- Россия — товар отечественного производства, наличие товара в реестре российской промышленной продукции задекларировано, заявка допущена.
- Россия — товар отечественного производства, наличие товара в реестре российской промышленной продукции не задекларировано, заявка отклонена.
- Китай — иностранный товар, заявка отклонена.
- Армения — товар из ЕАЭС, наличие товара в реестре евразийской промышленной продукции задекларировано, заявка допущена.
Исключения:
Запрет не применяется в случаях, прямо указанных в пункте 5 Постановления № 1875, в том числе при отсутствии производства на территории РФ, наличии разрешения Минпромторга России, а также при осуществлении закупок за пределами территории РФ.
2. Ограничение допуска иностранных товаров
В отношении товаров, включенных в Перечень (приложение № 2 к Постановлению № 1875), применяется механизм ограничения допуска. По результатам закупок с ограничением допуска можно поставить иностранный товар, но только в том случае, если другие участники закупки также предлагали иностранный товар.
Условия допуска:
Промышленные товары.
- Для товаров российского происхождения - Номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции (РРПП) + Информация о совокупном количестве баллов по 719-ПП (если они установлены) или номер реестровой записи из РРПП + Справка о наличии специального инвестиционного контракта (СПИК).
- Для продукции ЕАЭС — Номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров ЕАЭС + Информация о совокупном количестве баллов по Решению № 105. Если в Решении № 105 нет требования о внесении продукции в реестр, можно предоставить сертификат СТ-1
Программное обеспечение для электронных вычислительных машин и баз данных.
- Для товаров российского происхождения- Порядковый номер реестровой записи из реестра российского ПО + Информация о соответствии доп. требованиям к ПО (только для ПО, к которому применяют доп. требования по 325-ПП)
- Для продукции ЕАЭС — Порядковый номер реестровой записи из реестра ПО ЕАЭС + Информация о соответствии доп. требованиям к ПО (если они установлены)
Важно: если вы участвуете в закупках с ограничениями допуска, предлагая иностранный товар, следите за тем, чтобы не получить 3 отклонения в течение квартала на одной торговой площадке. Если это произойдёт, на третьем отклонении вы потеряете обеспечение заявки. При этом вы не сможете узнать заранее, есть ли среди заявок хотя бы 1 заявка с российским товаром.
Пример:
Если в закупке участвует хотя бы одна заявка, содержащая предложение о поставке товара российского происхождения, все заявки с предложением иностранных товаров подлежат отклонению.
Для радиоэлектронных товаров дополнительно учитываются уровни локализации: товары 1-го уровня приоритетнее 2-го и иностранных.
3. Предоставление преимуществ товарам российского происхождения.
В случаях, когда в закупке участвуют и российские, и иностранные товары, не подпадающие под запрет или ограничение, заказчик применяет ценовое преимущество. Цена контракта, предложенная в заявке с российским товаром, условно снижается на 15% для целей сравнения с заявками, содержащими иностранные товары. При этом контракт заключается по первоначально предложенной цене.
Преимущество применяется автоматически ко всем товарам, не попавшим под запрет или ограничение.
Особенности проведения сборных закупок
Постановление № 1875 допускает осуществление закупок одним лотом, включающим товары, подпадающие под действие различных мер национального режима.
Алгоритм рассмотрения таких заявок:
- Из рассмотрения исключаются заявки, содержащие товары, в отношении которых установлен запрет.
- К оставшимся заявкам применяется механизм ограничения допуска.
- К заявкам, прошедшим предыдущие этапы оценки, применяется ценовое преимущество.
Данный порядок указывает на важность корректного подтверждения происхождения по каждой товарной позиции, ошибка в отношении одного товара может повлечь отклонение всей заявки.
Рекомендации для поставщиков
- Проверить соответствие товара перечням, утвержденным приложениями №1 и №2 к Постановлению № 1875
- Заблаговременно получить документы, подтверждающие происхождение товара (выписка из РПП, СПИК, сертификат СТ-1 и т.д.).
- Обеспечить полноту и достоверность сведений, указываемых в заявке на участие в закупке.
- Осуществлять мониторинг актуальных разъяснений уполномоченных органов, в том числе Минпромторга России и ФАС России
Совет от ТендерМонитор:
Национальный режим — сложная, но важная часть участия в закупках. В сервисе ТендерМонитор вы можете отслеживать изменения законодательства, анализировать требования заказчиков и подбирать только актуальные тендеры под ваши товары. Получите 7 дней бесплатного доступа и узнайте, какие закупки подходят вашему бизнесу уже сегодня.

