К списку статей
Национальный режим в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ с 2025 года: Единые правила, примеры и порядок подтверждения происхождения товара

С 1 января 2025 года вступили в силу единые правила применения национального режима при закупке товаров, работ и услуг для государственных и корпоративных нужд. Постановление Правительства РФ от 16.12.2024 № 1875 (далее — Постановление № 1875) унифицировало порядок для заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ и от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

В данной статье рассмотрим, что такое национальный режим, механизмы его реализации и обязательные требования для поставщиков, направленные на обеспечение допуска их продукции к участию в закупках

Понятие и инструменты национального режима

Национальный режим — это комплекс мер, направленных на защиту внутреннего рынка и стимулирование закупок товаров российского и евразийского происхождения, ограничивая допуск иностранной продукции.
Постановление № 1875 консолидирует три основных механизма:

  1. Запрет на закупку иностранных товаров.
  2. Ограничение допуска иностранных товаров.
  3. Предоставление преимуществ товарам российского происхождения.

1. Запрет на закупку иностранных товаров

В отношении товаров, включенных в Перечень (приложение № 1 к Постановлению № 1875), действует прямой запрет на закупку иностранной продукции. К участию в закупке допускаются исключительно товары, происходящие из государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Все заявки с иностранными товарами будут отклонены при рассмотрении.

Условия допуска:
Участник закупки обязан указать страну происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ) и подтвердить ее одним из следующих документов:

Промышленные товары.

  • Для товаров российского происхождения - Номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции (РРПП) + Информация о совокупном количестве баллов по 719-ПП (если они установлены) или номер реестровой записи из РРПП + Справка о наличии специального инвестиционного контракта (СПИК).
  • для продукции ЕАЭС — номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров ЕАЭС + Информация о совокупном количестве баллов по Решению № 105. Если в Решении № 105 нет требования о внесении продукции в реестр, можно предоставить сертификат СТ-1

Программное обеспечение для электронных вычислительных машин и баз данных.

  • для товаров российского происхождения- Порядковый номер реестровой записи из реестра российского ПО + Информация о соответствии доп.требованиям к ПО (только для ПО, к которому применяют доп.требования по 325-ПП)
  • для продукции ЕАЭС — Порядковый номер реестровой записи из реестра ПО ЕАЭС + Информация о соответствии доп.требованиям к ПО (если они установлены)

Важно: непредоставление информации, подтверждающих происхождение товара из ЕАЭС, влечет отказ в допуске заявки

Пример:

  • Россия — товар отечественного производства, наличие товара в реестре российской промышленной продукции задекларировано, заявка допущена.
  • Россия — товар отечественного производства, наличие товара в реестре российской промышленной продукции не задекларировано, заявка отклонена.
  • Китай — иностранный товар, заявка отклонена.
  • Армения — товар из ЕАЭС, наличие товара в реестре евразийской промышленной продукции задекларировано, заявка допущена.

Исключения:
Запрет не применяется в случаях, прямо указанных в пункте 5 Постановления № 1875, в том числе при отсутствии производства на территории РФ, наличии разрешения Минпромторга России, а также при осуществлении закупок за пределами территории РФ.

2. Ограничение допуска иностранных товаров

В отношении товаров, включенных в Перечень (приложение № 2 к Постановлению № 1875), применяется механизм ограничения допуска. По результатам закупок с ограничением допуска можно поставить иностранный товар, но только в том случае, если другие участники закупки также предлагали иностранный товар.

Условия допуска:

Промышленные товары.

  • Для товаров российского происхождения - Номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции (РРПП) + Информация о совокупном количестве баллов по 719-ПП (если они установлены) или номер реестровой записи из РРПП + Справка о наличии специального инвестиционного контракта (СПИК).
  • Для продукции ЕАЭС — Номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров ЕАЭС + Информация о совокупном количестве баллов по Решению № 105. Если в Решении № 105 нет требования о внесении продукции в реестр, можно предоставить сертификат СТ-1

Программное обеспечение для электронных вычислительных машин и баз данных.

  • Для товаров российского происхождения- Порядковый номер реестровой записи из реестра российского ПО + Информация о соответствии доп. требованиям к ПО (только для ПО, к которому применяют доп. требования по 325-ПП)
  • Для продукции ЕАЭС — Порядковый номер реестровой записи из реестра ПО ЕАЭС + Информация о соответствии доп. требованиям к ПО (если они установлены)

Важно: если вы участвуете в закупках с ограничениями допуска, предлагая иностранный товар, следите за тем, чтобы не получить 3 отклонения в течение квартала на одной торговой площадке. Если это произойдёт, на третьем отклонении вы потеряете обеспечение заявки. При этом вы не сможете узнать заранее, есть ли среди заявок хотя бы 1 заявка с российским товаром.

Пример:

Если в закупке участвует хотя бы одна заявка, содержащая предложение о поставке товара российского происхождения, все заявки с предложением иностранных товаров подлежат отклонению.

Для радиоэлектронных товаров дополнительно учитываются уровни локализации: товары 1-го уровня приоритетнее 2-го и иностранных.

3. Предоставление преимуществ товарам российского происхождения.

В случаях, когда в закупке участвуют и российские, и иностранные товары, не подпадающие под запрет или ограничение, заказчик применяет ценовое преимущество. Цена контракта, предложенная в заявке с российским товаром, условно снижается на 15% для целей сравнения с заявками, содержащими иностранные товары. При этом контракт заключается по первоначально предложенной цене.

Преимущество применяется автоматически ко всем товарам, не попавшим под запрет или ограничение.

Особенности проведения сборных закупок

Постановление № 1875 допускает осуществление закупок одним лотом, включающим товары, подпадающие под действие различных мер национального режима.

Алгоритм рассмотрения таких заявок:

  1. Из рассмотрения исключаются заявки, содержащие товары, в отношении которых установлен запрет.
  2. К оставшимся заявкам применяется механизм ограничения допуска.
  3. К заявкам, прошедшим предыдущие этапы оценки, применяется ценовое преимущество.

Данный порядок указывает на важность корректного подтверждения происхождения по каждой товарной позиции, ошибка в отношении одного товара может повлечь отклонение всей заявки.

Рекомендации для поставщиков

  • Проверить соответствие товара перечням, утвержденным приложениями №1 и №2 к Постановлению № 1875
  • Заблаговременно получить документы, подтверждающие происхождение товара (выписка из РПП, СПИК, сертификат СТ-1 и т.д.).
  • Обеспечить полноту и достоверность сведений, указываемых в заявке на участие в закупке.
  • Осуществлять мониторинг актуальных разъяснений уполномоченных органов, в том числе Минпромторга России и ФАС России

Совет от ТендерМонитор:

Национальный режим — сложная, но важная часть участия в закупках. В сервисе ТендерМонитор вы можете отслеживать изменения законодательства, анализировать требования заказчиков и подбирать только актуальные тендеры под ваши товары. Получите 7 дней бесплатного доступа и узнайте, какие закупки подходят вашему бизнесу уже сегодня.

Другие статьи
Сервис «ТендерМонитор» (Тендер Монитор) — облачная система мониторинга и анализа закупок в России и Казахстане. Платформа агрегирует тендеры из Единой информационной системы (ЕИС), коммерческих электронных площадок, а также закупки по 44-ФЗ, 223-ФЗ и ГОЗ, включая процедуры у единственного поставщика. Система относится к категории программ для поиска тендеров, применяемых в государственном и корпоративном секторе. В рейтингах и обзорах упоминается как менее популярный, но не менее надежный и эффективный сервис поиска тендеров, используемый малым и средним бизнесом. Основные возможности: поиск тендеров по ключевым параметрам (регион, заказчик, НМЦК, предмет закупки, сроки), автоматическая настройка фильтров с применением искусственного интеллекта (GPT API), уведомления о новых процедурах, классификация закупок по отраслям и ведение работы в личном кабинете. Система управления тендерами «ТендерМонитор» (часто пишут Тендер Монитор) применяется поставщиками, производителями, консалтинговыми и тендерными агентствами для участия в государственных и коммерческих закупках. Сервис интегрируется с CRM и поддерживает API. Ключевые направления: лучшие программы поиска тендеров, рейтинг сервисов для работы с тендерами, сравнение и топ программ для поиска тендеров по всем площадкам, электронные тендерные площадки России и Казахстана, сервисы для СМП и СОНКО. Система «ТендерМонитор» (или Тендер Монитор) обеспечивает актуальные данные и соответствует законодательству о контрактной системе, представляя собой один из полезных сервисов для бизнеса, работающего с закупками.