К списку статей
Оценка добросовестности поставщиков: изменения в процедуре проверки с 2026 года

С 1 января 2026 года Федеральная налоговая служба (ФНС России) вводит в действие обновленную методику оценки финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данная мера позволит участникам закупочной деятельности получать официальный документ от ФНС, подтверждающий надежность контрагента, что способствует повышению прозрачности и увеличения уровня доверия на рынке закупок.

Цель и значение оценки добросовестности

Для успешного участия в определенных закупках недостаточно предложить оптимальную цену; не менее важным является подтверждение финансовой устойчивости и надежности. Заказчики заинтересованы в исполнителях, гарантирующих надлежащее исполнение контрактных обязательств, а поставщики нуждаются в инструменте, документально подтверждающем их деловую репутацию.

Методика ФНС России формирует объективную оценку состояния бизнеса на основе анализа ключевых показателей, включающих налоговую дисциплину, уровень ликвидности, наличие задолженностей, а также сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Принципы работы сервиса оценки ФНС

Начиная с 2026 года, сервис будет доступен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей через личный кабинет налогоплательщика. Для получения выписки необходимо направить соответствующий запрос; система в автоматическом режиме обработает доступные данные и сформирует документ, заверенный усиленной квалифицированной электронной подписью ФНС.

Процедура оценки включает два основных этапа:

Первый этап проверки.

Проверяются следующие критерии:

  1. Соблюдение налоговой дисциплины по НДС. Проводится анализ деклараций по НДС за четыре последних квартала на наличие расхождений в данных по операциям. Нарушением считается, если ошибки привели к занижению суммы налога к уплате или завышению суммы к возмещению более чем на 0,65% от заявленных вычетов. Для организаций и ИП, не являющихся плательщиками НДС, критерий выполняется автоматически.
  2. Отсутствие административных нарушений. Компания или ИП не должны привлекаться к ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ («Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»).
  3. Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков. Проверяется, не включена ли компания или ИП в соответствующий перечень в Единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок.
  4. Отсутствие задолженности перед бюджетом. Не должно быть неурегулированной задолженности по налогам и сборам, которая одновременно превышает 1% от стоимости активов и 3000 рублей. Долги, реструктуризированные в установленном порядке, не учитываются.
  5. Отсутствие процедур ликвидации или банкротства. Юридическое лицо не должно находиться в стадии ликвидации или в одной из процедур банкротства: наблюдения, внешнего управления или конкурсного производства.
  6. Достоверность и актуальность сведений в ЕГРЮЛ. В реестре не должно быть записей о предстоящем исключении юридического лица, а также отметок о недостоверности содержащейся информации.
  7. Надлежащий статус руководителей и учредителей. Лица, действующие без доверенности (например, генеральный директор), не должны быть дисквалифицированы, иметь статус иностранного агента или подпадать под ограничения, предусмотренные ст. 23 Федерального закона №129-ФЗ.
  8. Отсутствие связей с экстремизмом, терроризмом и санкционных ограничений. Проверяется отсутствие информации о причастности к экстремизму, терроризму, распространению ОМУ, а также фактов заморозки активов по решению межведомственных органов.
  9. Отсутствие контроля со стороны запрещенных лиц. Компания или ИП не должны находиться под контролем лиц, связанных с экстремистской или террористической деятельностью.

Если хотя бы по одному критерию организации или ИП не соответствуют требованиям, проверка завершается. Результаты отражаются в выданной выписке.

Второй этап проверки.

По каждому из них сервис присваивает балл: 1 — за соответствие, 0 — за несоответствие. Проверяются следующие критерии:

1. Уровень заработной платы

  • Соответствие региональному рынку: Среднемесячная заработная плата должна быть не ниже среднего уровня по субъекту РФ для организаций сопоставимого масштаба и вида экономической деятельности.
  • Масштаб предприятия определяется по выручке:
  • Крупные — свыше 2 млрд руб.
  • Средние — свыше 800 млн руб.
  • Малые — свыше 120 млн руб.
  • Микропредприятия — до 120 млн руб.
  • Методология расчета: В расчете учитываются только сотрудники, работавшие хотя бы один полный квартал. Выплаты по гражданско-правовым договорам не включаются.
  • Соблюдение МРОТ: Заработная плата каждого сотрудника должна превышать установленный федеральный МРОТ.

2. Налоговая нагрузка

  • Расчет: Определяется как отношение суммы уплаченных налогов к выручке организации.
  • Требование: Значение должно составлять не менее 75% от среднего уровня по субъекту РФ для компаний с аналогичным масштабом, видом деятельности и системой налогообложения.
  • Особенность для микропредприятий: При расчете нагрузки налог на добавленную стоимость (НДС) не учитывается.

3. Финансовые коэффициенты
Компания должна демонстрировать стабильное финансовое положение, что подтверждается следующими показателями:

Ликвидность и платежеспособность:

  • Коэффициент текущей ликвидности ≥ 1
  • Коэффициент платежеспособности по текущим обязательствам ≥ 1,1

Финансовая устойчивость и рентабельность:

  • Коэффициент автономии (финансовой независимости) ≥ 0,25
  • Коэффициент покрытия процентов ≥ 2,5
  • Рентабельность активов ≥ 10%

4. Структура и активы

  • Учредители: В составе участников/акционеров должны отсутствовать иностранные лица.
  • Персонал: Средняя численность сотрудников — более 50 человек. Не допускается снижение численности по сравнению с предыдущим годом.
  • Имущество: Не должно быть сокращения стоимости основных средств и внеоборотных активов.

5. Исполнение обязательств и результаты деятельности

  • Репутация: Отсутствие просроченных обязательств и фактов расторжения государственных контрактов по вине компании.
  • Опыт работы: Компания должна быть зарегистрирована не менее 12 месяцев назад.
  • Финансовый результат: По итогам последнего отчетного года должен быть получен положительный финансовый результат (прибыль).

6. Налоговая дисциплина

  • Общие требования: Отсутствие административных правонарушений в сфере налогового законодательства и своевременная сдача всей отчетности.
  • Операционная деятельность: Не должно быть приостановлений операций по банковским счетам.
  • НДС-вычеты (для плательщиков НДС): Доля налоговых вычетов по НДС должна быть ниже средней по региону для аналогичных налогоплательщиков. Для организаций на иных системах налогообложения данный критерий не применяется.

Применение выписки в закупочной деятельности

Заказчики получат право требовать предоставление выписки ФНС от участников закупок для минимизации рисков неисполнения контрактов. Это требование будет особенно актуально в рамках Закона № 223-ФЗ, где корпоративные заказчики смогут закрепить его в своем положении о закупках обязательное требование к участникам — предоставление выписки из сервиса оценки.

Для поставщиков данный документ позволит:

  • Упростить процедуру аккредитации на определенных электронных торговых площадках (ЭТП).
    Пример: В группе компаний «Ростех» действует единый стандарт закупок, обязывающий всех участников тендеров проходить предварительную аккредитацию с использованием данных ФНС. В рамках этого процесса контрагенты проверяются по критериям пунктов 5-7 Методики, а обязательным условием является предоставление налоговой выписки. Данный порядок закреплен в Едином положении о закупках госкорпорации.
  • Повысить уровень доверия со стороны заказчиков.
  • Использовать выписку в качестве инструмента маркетинга и подтверждения своей репутации.

Порядок получения выписки

  1. Авторизуйтесь в личном кабинете налогоплательщика.
  2. В разделе, посвященном оценке финансового состояния («Как меня видит налоговая»), выберите опцию «Запросить выписку».
  3. После завершения проверки ФНС направит готовый документ в ваш личный кабинет.

В случае несогласия с результатами оценки у компании есть право направить в ФНС мотивированное возражение с приложением подтверждающих документов для пересмотра решения и получения актуализированной выписки. Налоговая в течение семи (с 1 января 2026 — пяти) рабочих дней рассматривает возражения и приложенные документы. Инспекция либо объясняет причины неначисления баллов, либо формирует и направляет новую выписку с изменениями. Предыдущая версия при этом автоматически аннулируется.

Рекомендации для участников закупок

  • Проверьте корректность и полноту представленной бухгалтерской и налоговой отчетности.
  • Устраните имеющиеся задолженности и расхождения в налоговых декларациях.
  • Регулярно, не реже одного раза в квартал, проводите самостоятельную проверку ключевых показателей деятельности.
  • При получении отрицательного заключения оперативно подготовьте и направьте возражение с приложением необходимых документов.

Регулярный внутренний аудит и ведение прозрачной отчетности не только обеспечат успешное прохождение проверки по методике ФНС, но и укрепят конкурентные позиции компании на рынке закупок.

Совет от ТендерМонитор:

Проверяйте контрагентов, анализируйте риски и подбирайте тендеры с высокой вероятностью победы — всё это можно сделать в едином сервисе ТендерМонитор.
Получите доступ на 7 дней бесплатно и оцените, как удобно вести тендерную работу с интеллектуальной аналитикой.

Другие статьи
Сервис «ТендерМонитор» (Тендер Монитор) — облачная система мониторинга и анализа закупок в России и Казахстане. Платформа агрегирует тендеры из Единой информационной системы (ЕИС), коммерческих электронных площадок, а также закупки по 44-ФЗ, 223-ФЗ и ГОЗ, включая процедуры у единственного поставщика. Система относится к категории программ для поиска тендеров, применяемых в государственном и корпоративном секторе. В рейтингах и обзорах упоминается как менее популярный, но не менее надежный и эффективный сервис поиска тендеров, используемый малым и средним бизнесом. Основные возможности: поиск тендеров по ключевым параметрам (регион, заказчик, НМЦК, предмет закупки, сроки), автоматическая настройка фильтров с применением искусственного интеллекта (GPT API), уведомления о новых процедурах, классификация закупок по отраслям и ведение работы в личном кабинете. Система управления тендерами «ТендерМонитор» (часто пишут Тендер Монитор) применяется поставщиками, производителями, консалтинговыми и тендерными агентствами для участия в государственных и коммерческих закупках. Сервис интегрируется с CRM и поддерживает API. Ключевые направления: лучшие программы поиска тендеров, рейтинг сервисов для работы с тендерами, сравнение и топ программ для поиска тендеров по всем площадкам, электронные тендерные площадки России и Казахстана, сервисы для СМП и СОНКО. Система «ТендерМонитор» (или Тендер Монитор) обеспечивает актуальные данные и соответствует законодательству о контрактной системе, представляя собой один из полезных сервисов для бизнеса, работающего с закупками.