К списку статей
Что такое совокупный годовой объём закупок (СГОЗ)?

Совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) - утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с законом № 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Важно: При расчете СГОЗ не учитывается финансирование закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ.

СГОЗ может измениться в течение года, в случае корректировки объемов финансового обеспечения. Своевременный мониторинг этих изменений критически важен, поскольку ошибки в расчете СГОЗ приводят к неправильному определению объемов закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), а также максимального объема закупок у единственного поставщика, что влечет административную ответственность.

Формула расчета СГОЗ:

СГОЗ = «П» + «Т» + «С», где

  • П - контракты, заключенные в предыдущих финансовых годах, в части, подлежащей оплате к текущем финансовом году;
  • Т - контракты, заключенные в текущем финансовом году, полностью исполняемые и подлежащие оплате в текущем финансовом году;
  • С - контракты, заключенные в текущем финансовом году, исполняемые в текущем и последующем годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году

Для чего нужен СГОЗ?

  • Создание контрактной службы (ч. 1, 2 ст. 38 Закона № 44 ФЗ):
    Заказчики с СГОЗ свыше 100 млн рублей обязаны создать контрактную службу. При СГОЗ до 100 млн рублей допускается назначение контрактного управляющего.
  • Объем закупок у СМП и СОНКО (ч. 1 ст. 30 Закона № 44 ФЗ):
    Заказчик обязан разместить у СМП и СОНКО не менее 25% от СГОЗ.
  • Предельный объем закупок через электронный запрос котировок (п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона № 44 ФЗ):
    Суммарный объем закупок данной формой не может превышать 20% от СГОЗ или 100 млн рублей.
  • Предельный объем закупок у единственного поставщика (п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44 ФЗ):
    • По общему правилу (п. 4): не более 10% от СГОЗ и не более 50 млн рублей (абсолютный предел - 2 млн руб.).
    • Для учреждений культуры, образования и науки (п. 5): не более 50% от СГОЗ и не более 30 млн рублей (абсолютный предел - 5 млн руб.).

Исключения при расчете объема закупок у СМП и СОНКО

Перечень случаев приведён в части 1.1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ. В их числе закупки:

  1. для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  2. услуг по предоставлению кредитов;
  3. у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемых в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 30;
  4. работ в области использования атомной энергии;
  5. закрытыми способами;
  6. ГК «Роскосмос» и организациями ракетно-космической промышленности товаров, работ, услуг для осуществления космической деятельности;
  7. наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров*, подлежащих контролю в РФ;
  8. лекарственных препаратов для медицинского применения заказчиком, годовой объем закупок ЛП которого составляет 20 млн. рублей и более;
  9. медицинских изделий заказчиком, годовой объем закупок медицинских изделий которого составляет 20 млн. рублей и более.

Ответственность за нарушение порядка расчета СГОЗ

Прямой отчетности по СГОЗ в законодательстве не предусмотрено. Однако заказчики обязаны составлять отчет об объеме закупок у СМП и СОНКО. Если заказчик ошибочно рассчитает объем госзаказов среди СМП и СОНКО, то последуют санкции со стороны проверяющих органов и штрафы в размере до 50 000 рублей.

Некоторые правила расчёта СГОЗ:

  • Полное включение текущих контрактов: контракты, заключенные и подлежащие оплате в текущем финансовом году, включаются в СГОЗ в полном объеме.
  • Частичный учет переходящих контрактов: по контрактам с исполнением, выходящим за пределы текущего финансового года, в СГОЗ включается только сумма, подлежащая оплате в отчетном периоде.

Пример: При заключении контракта в 2025 году с оплатой:

  • 70% стоимости в 2025 году
  • 30% стоимости в 2026 году

В СГОЗ 2025 года включается 70% цены контракта, в СГОЗ 2026 года - 30%.

  • Исчерпывающий состав закупок: в расчёт СГОЗ включают все закупки, в том числе малые (по пункту 4 или 5 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ).
  • Принцип финансового обеспечения: рассчитывать СГОЗ по фактическим выплатам текущего года нельзя - в расчёт берут именно финансовое обеспечение, а не выплаты контрагенту.
  • Соотношение с планом-графиком закупок: СГОЗ не равен годовому объёму закупок по плану-графику, так как в СГОЗ включают оплату по контрактам прошлых лет.

Ключевые выводы:

  • СГОЗ - это плановый финансовый показатель, а не факт исполненных контрактов.
  • Расчет СГОЗ обязателен для соблюдения процедурных требований и квот (СМП, запрос котировок, закупки у единственного поставщика).
  • Ошибка в расчете СГОЗ - это прямой путь к нарушению закона и административным штрафам.
  • Для корректного определения квоты для СМП/СОНКО необходимо применять установленные законодательством вычеты.

Используйте ТендерМонитор, чтобы:

  • Автоматически отслеживать СГОЗ и отличать исключения (например, лекарства, космос, «с полки»).
  • Контролировать спецзакупки у СМП/СОНКО, исключая их из СГОЗ.
  • Быстро отслеживать покупки выше 100 млн ₽ и своевременно запускать процедуры организации контрактной службы.
  • Получать аналитику, тендеры по нужным параметрам и напоминания о сроках.

Попробуйте сервис ТендерМонитор бесплатно — тестовый доступ 7 дней для всех новых пользователей.

Другие статьи
Сервис «ТендерМонитор» (Тендер Монитор) — облачная система мониторинга и анализа закупок в России и Казахстане. Платформа агрегирует тендеры из Единой информационной системы (ЕИС), коммерческих электронных площадок, а также закупки по 44-ФЗ, 223-ФЗ и ГОЗ, включая процедуры у единственного поставщика. Система относится к категории программ для поиска тендеров, применяемых в государственном и корпоративном секторе. В рейтингах и обзорах упоминается как менее популярный, но не менее надежный и эффективный сервис поиска тендеров, используемый малым и средним бизнесом. Основные возможности: поиск тендеров по ключевым параметрам (регион, заказчик, НМЦК, предмет закупки, сроки), автоматическая настройка фильтров с применением искусственного интеллекта (GPT API), уведомления о новых процедурах, классификация закупок по отраслям и ведение работы в личном кабинете. Система управления тендерами «ТендерМонитор» (часто пишут Тендер Монитор) применяется поставщиками, производителями, консалтинговыми и тендерными агентствами для участия в государственных и коммерческих закупках. Сервис интегрируется с CRM и поддерживает API. Ключевые направления: лучшие программы поиска тендеров, рейтинг сервисов для работы с тендерами, сравнение и топ программ для поиска тендеров по всем площадкам, электронные тендерные площадки России и Казахстана, сервисы для СМП и СОНКО. Система «ТендерМонитор» (или Тендер Монитор) обеспечивает актуальные данные и соответствует законодательству о контрактной системе, представляя собой один из полезных сервисов для бизнеса, работающего с закупками.